Финансовый Лоцман

Что такое франшиза?

Франшиза – это особая лицензия, которая позволяет тому, кто её купил (франчайзи), получить доступ к использованию известного бренда на особых условиях. Таким образом, предприниматель может использовать уже готовую бизнес-концепцию, которая с высокой долей вероятности принесет прибыль, а сеть за счёт франчайзи может быстро расширяться, зарабатывая дополнительную лояльность своих клиентов.

Зачем нужна франшиза?

Франшизный бизнес – это зачастую просчитанный бизнес, позволяющий рассчитывать на определенные показатели прибыли. Всё большее количество предпринимателей рассматривают именно франшизы для старта нового бизнеса. Использование стандартов франшизы позволяет минимизировать возможные ошибки предпринимателя и сократить расходы на разработку бизнес модели. К тому же, использование известного бренда позволяет снижать расходы на рекламу и знакомство клиента с брендом. Зачастую у бизнеса, открытого с помощью франшизы с самого открытия есть лояльные клиенты: так, например, любой ресторан Макдоналдс в России открыт именно франчайзи. К тому же, франшиза предоставляет доступ к технологиям производства и зачастую у франшизного бизнеса есть готовые договора с поставщиками. Владельцы франшизы тратятся на продвижение продукта и помогают франчайзи с ведением бизнеса.

Какие бывают виды франшиз?

Видов франшиз бывает огромное множество, но можно выделить основные: товарная франшиза, производственная франшиза и франшиза в сфере услуг. В случае с товарной франшизой всё достаточно просто – франчайзи, купив право на использование товарного знака, просто перепродает товар, выпущенный под определенным брендом. Производственная франшиза – это такой вид франшизы, при котором франчайзи самостоятельно налаживает выпуск товара под известным именем. При этом производитель будет обязан строго соответствовать корпоративным стандартам франшизы, чтобы потребитель, независимо от того, кто конкретно выпускает товар, всегда получал один и тот же продукт. Франшиза в сфере услуг – это франшиза, по которой, например, открываются кафе или фитнес-залы. В этом случае франчайзи платит в основном именно за бренд, который знаком людям и за проверенную реальными условиями бизнес-модель.

Что такое франшиза

Какие есть платежи по франшизе?

Покупая франшизу, потенциальному предпринимателю потребуется не только первоначальный капитал на непосредственное открытие бизнеса (например, на аренду помещения, зарплату сотрудникам и т.д.), но ещё и оплата самой франшизы. Такой платеж называется паушальный взнос – заплатив его, франчайзи получают право на использование франшизы и любых дополнительных услуг, что в неё могут входить. Однако паушальный взнос – это ещё не всё, что нужно будет заплатить предпринимателю. Существует также ежемесячный платеж – роялти, который чаще всего рассчитывается как процент от продаж или прибыли: за счёт него франчайзеры не только поддерживают тех, кто покупает их франшизу, но также и занимаются рекламой и продвижением продукта. Кроме того, в отдельных случаях бывают дополнительные комиссионные платежи и взносы, прописанные во франшизном договоре.

Что выгоднее: франшиза или собственный бизнес?

За использование франшизы приходится платить, и зачастую немалые деньги. Многие предприниматели задаются вопросом – не выгоднее ли открыть собственный бизнес под собственным брендом. Простого ответа на этот вопрос нет, но нужно учитывать, что при открытии бизнеса по франшизе со многими сложностями будет разбираться франчайзер – например, с лицензированием продукции и услуг. Франчайзер также помогает с поиском поставщиков и помогает нанимать персонал. В случае открытия собственного бизнеса подобные затраты ложатся на плечи предпринимателя. К тому же, потребителей нужно будет «знакомить» с брендом с нуля, из-за чего необходимы будут расходы на рекламу. С другой стороны, если предприниматель уверен в собственном успехе, то возможно, переплата за франшизное имя будет излишней.

Минусы открытия бизнеса по франшизе

Разумеется, у бизнеса по франшизе есть и минусы. Самый главный минус франшизы заключается в том, что подобный бизнес предполагает некоторую степень подневольности. Основные решения по развитию франшизы и будущим планам принимаются в головном офисе. Зачастую франчайзеры устанавливают жёсткие рамки, в которых могут действовать франчайзи – и разрыв подобных соглашений может приводить даже к закрытию бизнеса. К тому же, цена франшизы может быть неоправданно завышена, а поддержка со стороны франчайзера может быть недостаточна. Приобретая не слишком крупную или известную франшизу, её бизнес-модель может не сработать, например, при открытии в другом месте или городе. Стоит учитывать и то, что конечная прибыль с учётом всех платежей, может оказаться неудовлетворительной.

Как выбрать франшизу для покупки?

В России огромное количество франчайзинговых предложений и с каждым годом их становится всё больше. При выборе франшизы для покупки необходимо обратить внимание на несколько основных критериев. Известность франшизы – несомненно, немаловажный фактор, однако стоит учитывать, что чем франшиза известнее, тем она и дороже. История франшизы также стоит внимания – если франшиза существует на рынке давно, то это значит, что она прошла испытание временем и кризисами, и наверняка будет отлично работать и в будущем. Необходимо обратить внимание и на то, как много у франчайзера собственных точек – хороший бизнес должен приносить доходы и не только за счёт продажи франшизы.  И, конечно же, самое главное – это направление франшизы. Покупка франшизы не означает, что франчайзер сделает всё за предпринимателя, а значит выбирать необходимо то направление, в котором будет комфортно и интересно развиваться.

Финансовый Лоцман Контакты